Об изменениях в Правилах противопожарной безопасности Российской Федерации
С 01.09.2025 вступит в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2025 № 90 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479» (далее – Правила), которым утверждаются Правила пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты, в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с изменениями скорректирован перечень запретов, предъявляемых к объектам защиты, в том числе в части использования чердаков, подвальных, цокольных этажей, вентиляционных камер и других технических помещений, а также лифтовых холлов.
Согласно внесенным изменениям уточнены обязанности руководителей организаций по обеспечению противопожарной безопасности, так в абзац четвертый п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации в соответствии с технической (проектной) документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с пп. «з» п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещается прокладывать электрическую проводку без средств дополнительной защиты непосредственно по горючему основанию. Допускается прокладка на роликах, в трубах, коробах, изоляторах или с подложкой, выполненных из негорючих материалов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 дополнено п. 40 (1), согласно которому газовые баллоны, за исключением одного баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, располагаются вне зданий (за исключением складских зданий для их хранения) в шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор, из негорючих материалов на видных местах у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входа в здание, на цокольные и подвальные этажи. Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи "Огнеопасно. Газ".
Также Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 дополнено п. 53 (1), согласно которому использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается.
Внесенные изменения касаются требований к объектам транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе метрополитена, к порядку проведения строительно-монтажных и реставрационных работ, в том числе обеспечению объектов защиты первичными средствами пожаротушения.
Изменены меры ответственности в сфере закупок
Федеральным законом от 28.12.2024 № 500-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Так, статьи об административной ответственности в сфере закупок 7.29 - 7.30, 7.31 - 7.32.1, 7.32.3 - 7.32.5 КоАП РФ признаны утратившими силу.
КоАП РФ дополнен статьями 7.30.1-7.30.4 КоАП РФ, которыми установлена административная ответственность за нарушение порядка планирования закупок, заключения, исполнения, изменения и расторжения контракта, несоблюдение обязательной доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, нарушение порядка закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и др.
Часть 7 статьи 7.32 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, утрачивает силу без внесения заменяющего состава.
Введена административная ответственность для заказчиков за неприменение мер ответственности к поставщику в случае нарушения им условий контракта (часть 6 статьи 7.30.2 КоАП РФ).
С 01.03.2025 прекращаются находящиеся в производстве судов, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, предусмотренных утратившими силу статьями КоАП РФ и не являющихся административными правонарушениями в соответствии с новыми статьями. С указанной даты не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о назначении административных наказаний за совершение таких правонарушений.
Согласно новой редакции, в КоАП РФ установлена возможность назначения наказания в виде предупреждения за отдельные правонарушения, например, за допущенные нарушения порядка формирования, утверждения и изменения планов-графиков, ранее за аналогичные правонарушения назначалось административное наказание от 5 тыс. руб.
Изменения вступили в силу с 01.03.2025.
Об участии прокурора в рассмотрении гражданских дел по спорам о возмещении вреда жизни и здоровью граждан
Основные положения, определяющие условия и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (глава 59).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Установленная презумпция вины причинителя вреда подлежит применению только при доказанности потерпевшим факта повреждения здоровья, a также обстоятельств, подтверждающих что именно ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
На причинителе вреда лежит обязанность представить доказательства отсутствия его вины.
B силу изложенного, если потерпевшим не представлено доказательств, что ответчик является надлежащим, то есть что именно ответчик является причинителем вреда, правовых оснований для применения презумпции его вины (предположения o существовании факта, пока не доказано иное) не имеется.
Суд при определении размера компенсации морального вреда в совокупности оценивает конкретные действия причинителя вреда, соотносит их с тяжестью причиненных потерпевшему физических или нравственных страданий, учитывает заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Размер возмещения вреда может быть уменьшен судом при причинении вреда в состоянии крайней необходимости, а также с учетом имущественного положения причинителя вреда (гражданина).
По делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, обязательно участие прокурора, который вступает в процесс для дачи заключения по делу в соответствии с ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При даче заключения прокурор, будучи не связанным с позицией истца либо ответчика, анализируя юридически значимые доказательства, представленные сторонами, руководствуясь требованиями действующего законодательства, с учетом имеющихся материалов дела, ориентирует суд на вынесение законного и обоснованного решения. При этом выводы прокурора, отраженные в данном заключении, обязательными для суда не являются.
При несогласии с выводами суда, прокурор обладает правом обжалования принятых судебных актов.
Участие прокурора в рассмотрении дел по трудовым спорам
Надзор за соблюдением трудовых прав является приоритетным направлением прокурорской деятельности.
К основным нарушениям трудового законодательства, требующим принятия мер прокурорского реагирования, можно отнести незаконное увольнение работников, нарушение работодателями требований охраны труда, в том числе и в случае, когда такие нарушения привели к получению работниками травм в результате несчастных случаев на производстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
При этом стоит иметь в виду, что обращение работника с заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры в период установленных ст. 392 ТК РФ сроков позволяет в последующем при подаче иска в суд и формальном их пропуске ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока по уважительной причине – в связи с тем, что гражданин пытался разрешить спор с работодателем в досудебном порядке с привлечением надзорных органов (абз. 4 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда от 29.05.2018 № 15).
Поскольку увольнение работника, являясь крайней мерой дисциплинарного взыскания, порождает для него наступление неблагоприятных последствий, особое внимание прокуроров уделяется проверке законности такого увольнения, как в ходе самостоятельных проверок по жалобам граждан, так и в рамках реализации полномочий, представленных прокуратуре процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ), когда прокурор вступает в гражданское дело для дачи заключения о правомерности прекращения трудовых отношений.
При этом заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу, которая формируется в результате установления фактических обстоятельств, а также беспристрастного, всестороннего и полного исследования всех материалов и доказательств, заслушивания мнений, доводов сторон и других лиц, участвующих в деле.
Наиболее эффективным способом защиты трудовых прав незаконно уволенных работников остается обращение в суд с требованием о восстановлении на работе.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах уволенного работника с исковым заявлением о восстановлении его на работе, в случае если при проверке выявит нарушение законности.
К обстоятельствам, подлежащим установлению в ходе прокурорской проверки, относится наличие самого факта дисциплинарного проступка, соблюдение работодателем порядка и сроков увольнения.
Прокурор обладает соответствующей компетенцией, позволяющей ему выявить нарушения закона при увольнении и принять меры прокурорского реагирования искового характера.
Режим ненормированного рабочего дня
Особенность режима ненормированного рабочего дня заключается в том, что отдельные сотрудники могут привлекаться к работе за пределами обычного графика по распоряжению работодателя. При этом такие переработки должны быть эпизодическими и обоснованными.
Согласно Трудовому кодексу РФ (ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 101), режим ненормированного дня должен быть прописан в трудовом договоре. Перечень должностей, на которые может распространяться такой режим, утверждается коллективным договором или локальным нормативным актом с учётом мнения представителей работников.
Если сотрудник работает неполную неделю, но полный день, ненормированный график может быть установлен без перевода на полную занятость. Для привлечения к сверхурочной работе достаточно внутреннего распоряжения работодателя — согласие сотрудника не требуется. Порядок издания такого документа законодательством не регламентируется.
Работодатель может вызвать работника как до начала, так и после окончания основного рабочего времени.
Закон не ограничивает продолжительность дополнительной работы, однако она не должна становиться системой. Обычно это допускается не более трёх раз в неделю и только при наличии реальной необходимости.
Несмотря на особый режим, сотрудник остаётся под защитой общих правил: он имеет право на отдых в выходные и праздничные дни. В случае их совпадения с работой, оплата производится не менее чем в двойном размере (ст. 113, ч. 1, 3, 4 ст. 153 ТК РФ). По желанию сотрудника вместо повышенной оплаты может быть предоставлен день отдыха, который оплачивается в одинарном размере.
При систематическом нарушении порядка привлечения к работе (например, постоянных переработках), работник вправе обратиться в инспекцию труда или суд для защиты своих прав.
Могут ли за долги по ипотеке забрать квартиру, если это единственное жилье?
Недвижимость, приобретаемая по договору ипотечного займа, является обеспечением залога приобретаемого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в случае неисполнения требований ипотечных обязательств, в частности, неуплаты или несвоевременной уплаты суммы долга, залогодержатель имеет право обратить взыскание на имущество, заложенное по договору об ипотеке.
В соответствии с положениями ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет обращения взыскания на жилое помещение, если оно является единственным пригодным помещением для постоянного проживания должника и членов его семьи. Однако жилое помещение, заложенное по договору об ипотеке, является исключением из этого правила. В этом случае должник фактически не является собственником ипотечного жилого помещения.
В случаях если соглашением сторон (залогодателя и залогодержателя) не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество, то такое взыскание может быть осуществлено только по решению суда.
Внесены изменения в трудовое законодательство
С 1 сентября 2025 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2025 № 351 «О предоставлении отпусков работникам, усыновившим ребенка» (вместе с "Правилами предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка") согласно которому обновлены правила предоставления отпусков лицам, усыновившим ребенка.
Работникам, которые усыновили ребенка предоставляется отпуск на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении 2 и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.
При необходимости предоставляется отпуск до достижения ребенком 3 лет. Для этого усыновитель подает работодателю заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности с копией свидетельства о рождении ребенка. Вдобавок необходимо предъявить решение суда, либо его копию об усыновлении ребенка (детей).
Если ребенка усыновили оба родителя, то указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.
Вместе с тем, усыновителю назначается и выплачивается пособие в порядке и размере, которые установлены для выплаты пособия по беременности и родам.
Кроме того, законодатель предупреждает об уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации лиц, осведомленных об усыновлении ребенка (детей), в случае разглашения тайны усыновления ребенка (детей) вопреки воле усыновителя.
Процедура установления отцовства
Установление отцовства представляет собой комплексный юридический процесс, направленный на узаконивание родственных связей между мужчиной и ребенком.
Российским законодательством предусмотрен ряд регулирующих данную процедуру презумпций. Так, муж автоматически признается отцом ребенка, если родители состоят в зарегистрированном браке. Сведения об отце в данном случае вносятся в свидетельство о рождении на основании свидетельства о браке.
В ином случае, если брак между родителями ребенка отсутствует, установление отцовства может быть осуществлено как в добровольном, так и в судебном порядке.
Добровольное установление отцовства имеет место в 3 ситуациях:
на основании совместного заявлению отца и матери, не состоящих в браке (подается в ЗАГС), по единоличному заявлению отца, при наличии полученного одобрения органа опеки и попечительства, а также на основании совместного заявления родителей будущего ребенка, не состоящих в браке, которое подается в ЗАГС во время беременности матери.
Судебное установление отцовства регулируется правилами искового производства и гражданско-процессуального законодательства, заявление об установлении отцовства может быть подано одним из родителей несовершеннолетнего ребенка, опекуном или попечителем, лицом, на иждивении которого находится ребенок, или самим ребенком после достижения совершеннолетия.
Законодательно урегулированы определенные условия установления отцовства в судебном порядке: отсутствие в установленном порядке зарегистрированного брака между отцом и матерью на момент рождения ребенка, а также отсутствие обстоятельств, предусмотренных добровольным порядком установления отцовства.
При рассмотрении дела суд может учитывать любые доказательства, достоверно подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.
Дела об установлении отцовства по общему правилу рассматриваются в порядке особого производства, но, если при рассмотрении дела или подаче заявления возникает материально-правовой спор, то суд оставляет заявление без рассмотрения с одновременным разъяснением сторонам права на предъявление искового заявления в общем порядке.
Круг лиц, имеющих право подать заявление об установлении отцовства, законодательно не ограничен.
Реестр должников по алиментам
Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Одним из основных изменений является создание реестра должников по алиментам.
Установлено, что сведения о должниках по алиментам, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей или объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных в исполнительном производстве, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных в исполнительном производстве.
Должник по алиментным обязательствам в течение суток с момента включения сведений о нем в реестр должников и исключения таких сведений из указанного реестра извещается об этом.
Дата принятия судебного акта о привлечении должника к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей отнесена к общедоступным сведениям, содержащимся в банке данных. Подобные сведения вносятся в реестр должников по алиментным обязательствам в течение 5 дней с момента их поступления в Федеральную службу судебных приставов.
Данные по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, находятся в общем доступе до исключения таких сведений о должнике из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.
С целью получения актуальной информации о трудоустройстве должника Федеральная служба судебных приставов имеет право запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Анализируемые изменения в законе вступили в силу с 25.05.2025
Внесены изменения в трудовое законодательство
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 07.04.2025 № 63-ФЗ «О внесении изменения в статью 268 Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которому работодатели вправе привлекать лиц в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой. Для этого необходимо письменное согласие:
1. Самого работника, если он достиг возраста пятнадцати лет;
2. Самого работника, а также родителя (попечителя) в случае, если работник не достиг возраста пятнадцати лет;
3. Согласие работника, а также с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя, если он является ребенком, оставшимся без попечения родителей (если работник не достиг 15 лет)
Законодательно остался запрет на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время работников в возрасте до 18 лет.
Киберпреступность и как от нее защититься
Киберпреступность – это преступная деятельность, в рамках которой используются либо атакуются компьютер, компьютерная сеть или сетевое устройство. Большинство кибератак совершается киберпреступниками или хакерами с целью получения финансовой прибыли. Однако целью кибератак может быть и выведение компьютеров или сетей из строя – из личных или политических мотивов.
Киберпреступления совершают частные лица и организации – от начинающих хакеров до слаженных группировок, которые используют продвинутые методики и хорошо подкованы технически.
Для примера можно привести некоторые разновидности киберпреступлений:
- мошенничество с использованием электронной почты и интернета;
- кража цифровой личности (хищение и использование личных данных);
- кража данных платежных карт и другой финансовой информации;
- хищение и перепродажа корпоративных данных;
- кибершантаж (вымогательство денег под угрозой атаки);
- атаки с использованием программ-вымогателей (одна из разновидностей кибершантажа);
- криптоджекинг (майнинг криптовалют с использованием чужих ресурсов);
- кибершпионаж (получение несанкционированного доступа к государственным или корпоративным данным);
- нарушение работы систем с целью компрометации сети;
- нарушение авторских прав;
- незаконное проведение азартных игр;
- онлайн-торговля запрещенными товарами;
- домогательства, изготовление или хранение детской порнографии.
Киберпреступление всегда подразумевает хотя бы одно из указанного:
- Преступную деятельность с целью атаки на компьютеры с использованием вирусов или другого вредоносного программного оборудования;
- Использование компьютеров для совершения других преступлений.
Способы защиты от киберпреступлений:
- регулярное обновление ПО и операционной системы;
- использование антивирусных программ и их регулярное обновление;
- использование надежных паролей;
- привычка не открывать вложенные файлы в письмах;
- привычка не переходить по ссылкам в спам-письмах и на недоверенных веб-сайтах;
- осторожность при передаче личной информации;
- общение по официальным каналам;
- внимательность при посещении веб-сайтов;
- регулярная проверка банковских выписок.
Возможно ли возвратить денежные средства, перечисленные на банковский счет неизвестного лица в результате совершения мошеннических действий?
Гражданин вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возврате неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами к владельцу банковского счета, на который произведено перечисление денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу ст. 1103 ГК РФ нормы о неосновательном обогащении применяются также к требованиям о возврате исполненного обязательства по недействительной сделке, к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица. Между тем условиями банковского обслуживания физических лиц предусмотрено, что клиент обязан обеспечивать безопасное хранение средств доступа, не передавать средства доступа третьим лицам, что согласуется с положениями ст. 210 ГК РФ, т.е. на гражданина как владельца счета возложена обязанность по обеспечению сохранности личных банковских данных для исключения неправомерного использования посторонними лицами в противоправных целях принадлежащих ему банковских учетных записей, как клиента банка, для возможности совершения операций от его имени с денежными средствами. Более того, если внесение денежной суммы на счет неустановленного лица спровоцировано совершением в отношении гражданина неизвестным лицом мошеннических действий, правоохранительными органами при наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, будет принято решение о возбуждении уголовного дела.
Какая ответственность установлена за курение и за вовлечение несовершеннолетних в процесс курения?
Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» установлен запрет курения табака или потребления никотинсодержащей продукции на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
Статьей 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан, достигших 16-летнего возраста, за нарушение указанного запрета.
За нарушение этого запрета подростками к административной ответственности также могут быть привлечены их родители по ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).
За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака также предусмотрена административная ответственность (статья 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель определил, что вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака может осуществляться путем покупки для подростков либо передачи, продаже им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.
Соблюдение требований закона, направленных на охрану здоровья, защиту детей и подростков от вредных последствий потребления табака, содействие уполномоченным органам в выявлении и пресечению нарушений, допускаемых в данной сфере, является обязанностью родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
О требованиях закона о привлечении к работе лиц в возрасте от 14 до 18 лет в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул?
Федеральным законом от 07.04.2025 № 63-ФЗ внесены изменения в статью 268 Трудового кодекса Российской Федерации в части порядка привлечения к работе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул.
В соответствии с нововведениями работодатели вправе привлекать лиц в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой.
Для этого необходимо получить письменное согласие: работника в случае, если он достиг возраста пятнадцати лет;работника и одного из его родителей (попечителя) в случае, если работник не достиг возраста 15 лет;работника и органа опеки и попечительства или иного законного представителя несовершеннолетнего лица, указанного в части 4 статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации.
Установлены случаи формирования составов обезличенных персональных данных
В определенных случаях Минцифры может формировать составы обезличенных персональных данных, сгруппированные по определенному признаку, если последующая обработка таких данных не позволит определить их принадлежность. Это можно делать для определения количества абонентов при возникновении ЧС, противодействии терроризму, введении чрезвычайного положения и карантина, а также проведении исследований в сфере туризма, в экономической и социальной сферах для реализации миграционной политики и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
О содержании обращений в органы прокуратуры
Практика показывает, что обращения, направляемые в прокуратуру, зачастую не содержат самой минимальной информации, необходимой для их разрешения, что требует дополнительных сил и средств для уточнения доводов заявителя, поиска исходных данных.
Гражданам и представителям организаций следует приводить в своих обращениях максимально полную информацию, необходимую для их рассмотрения.
Обращение должно содержать сведения о заявителе: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, телефон.
Для организации - наименование, адрес, почтовый адрес, если заявление подается представителем, - также фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование представителя, адрес, копия доверенности. Обращения должны в обязательном порядке содержать подпись заявителя.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует, что обращение гражданина в форме электронного документа может быть подано только с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал), иной информационной системы государственного органа либо официального сайта государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан.
Заявителю необходимо указать, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования, а также обстоятельства, на которых данное лицо основывает свою жалобу. По возможности следует приложить документы (копии), подтверждающие доводы жалобы.
Если обжалуются действия или решения конкретных должностных лиц, необходимо указать их должности и фамилии.
Если разрешение того или иного обращения находится вне компетенции органов прокуратуры, оно будет перенаправлено по принадлежности, поскольку Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» запрещает прокурорам подменять специально созданные контролирующие органы. Взимание государственной пошлины за обращение в прокуратуру не предусмотрено. Все жалобы и заявления подаются бесплатно.
Также хотелось бы отметить для лиц, обращающихся в прокуратуру, о необходимости соблюдения этических норм и правил поведения.
Обращения, содержащие нецензурные и оскорбительные выражения рассмотрению не подлежат.
Способы восстановления нарушенных прав
Право на жизнь и здоровье, честь и достоинство личности – эти общечеловеческие ценности закреплены в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Одним из основополагающих принципов гражданского права является восстановление нарушенного права, которое понимает под собой восстановление положения, существующего до нарушения права.
Принцип гражданского права, цель и способ защиты гражданских прав, п. 1 ст. 1 ГК РФ, закрепляет основные начала (принципы) гражданского права:
- признание равенства участников отношений,
- неприкосновенность собственности свобода договора,
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,
- необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Механизм защиты нарушенного права является двусторонним процессом.
С одной стороны, необходима правовая активность физического или юридического лица, избирающего способ защиты права, а с другой – активность правоприменителя для восстановления нарушенного права.
В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских пpaв осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствие с их компетенцией. Согласно положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Судебной практикой выработаны критерии применения восстановления положения, существовавшего до нарушения права, в качестве способа защиты гражданских прав. Среди них выделяют наличие и законность положения, которое oн желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено.
О безопасности дорожного движения
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1