Какие сроки установлены законом для обращения в суд для защиты прав по трудовым спорам?
Согласно требованиям гражданского законодательства общий срок исковой давности составляет 3 года, однако по трудовым спорам установлены отдельные сроки для обращения за защитой своих прав.
В соответствии со статьей 392 ТК РФ установлены следующие сроки для обращения в суд:
- три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
- один месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы;
- один год – для разрешения индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Срок исчисляется со дня, установленного для выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Кроме того, истец вправе просить суд восстановить пропущенный срок, в случае наличия уважительных причин его пропуска.
Что такое мелкое взяточничество?
Мелкое взяточничество – это получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (основание ст. 291.2. УК РФ).
Данное преступление отличается от получения или дачи взятки размером взятки.
Лицо, как дающее взятку, так и получающее взятку, подлежит уголовной ответственности за мелкое взяточничество.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.
Более строгое наказание предусмотрено, если мелкое взяточничество совершено лицом, имеющим судимость за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве или мелкое взяточничество. В этом случае виновному грозит штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Важно: лицо, совершившее дачу взятки, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и расследованию преступления; в отношении него имело место вымогательство взятки; лицо после совершения преступления добровольно сообщило в правоохранительные органы о даче взятки.
Какие изменения в законодательстве о порядке рассмотрения обращений граждан?
Порядок рассмотрения обращений граждан, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично-значимых функций, и их должностным лицам регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).
Согласно Закону № 59-ФЗ обращение гражданина - направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Данные положения дополнены вступившим 01.09.2023 в законную силу ФЗ от 04.08.2023 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому законодательно закреплена возможность направить обращение в органы государственной власти, а также получить ответ на это обращение через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Какая ответственность наступит за жестокое обращение с животными?
Жестокое обращение с животными - это действия, которые привели или могут привести к его гибели, увечью или иному повреждению его здоровья (к примеру, истязание голодом, жаждой, побоями и др.), нарушению требований к их содержанию (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, неоказание владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, при наличии такой возможности.
Вступили в силу изменения в КоАП РФ, которые действуют с 24.06.2023 и согласно которым гражданам за жестокое обращение с животными грозит административный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей, а организациям - штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Одновременно с этим за жестокое обращение с животным, в целях причинения ему боли и (или) страданий (в том числе из хулиганский побуждений), повлекшее его гибель или увечье, виновному лицу грозит уголовная ответственность по ст. 245 УК РФ. Наказание по данной статье, в том числе может быть в виде лишения свободы.
Закреплена возможность предъявления удостоверяющих личность гражданина документов в цифровом виде
Указом Президента РФ от 18.09.2023 № 695 установлено, что представление гражданами РФ в электронной форме с использованием мобильного приложения сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность, либо иных документах, выданных им государственными органами, приравнивается в ряде случаев (определенных Правительством РФ совместно с ФСБ России) к предъявлению таких документов.
На Минцифры России возложено ведение реестра, содержащего данные о юридических лицах и видах их деятельности, для осуществления которых используются сведения, представленные с использованием мобильного приложения.
Порядок ведения такого реестра, как и перечень документов, содержащих сведения, которые могут быть представлены с использованием мобильного приложения; порядок применения мобильного приложения, состав сведений, которые могут быть представлены с использованием мобильного приложения, и порядок их обработки должны быть определены Правительством РФ в течении 3 месяцев. Указ Президента РФ вступил в силу с 18.09.2023
Об установлении уголовной ответственности за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ внесены изменения в УК РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В соответствии с указанными изменениями УК РФ дополнен ст. 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Так, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Кроме того, если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В случае смерти двух и более лиц - лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Обращаем внимание, что под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 ст. 20.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней. Изменения вступят в законную силу с 01.07.2024.
Об изменениях порядка возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение
Приказ Фонда пенсионного и социального страхования РФ от 28.07.2023 № 1471 вступил в силу с 08.09.2023. Данным приказом утвержден порядок возмещения расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение, а также возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела.
С 08.09.2023 возмещение расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту регистрации страхователя.
Для возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение страхователь представляет в территориальный орган СФР заявление по утвержденной в приложении к Порядку форме, а также справку о смерти.
Решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение принимается территориальным органом СФР в течение 10 календарных дней со дня получения от страхователя документов.
Денежные средства подлежат перечислению на расчетный счет страхователя не позднее 2 календарных дней со дня принятия решения о возмещении расходов.
Об изменениях закона в части проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с 4 августа 2023 года дополнен порядком проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Согласно изменениям закона такая инициатива позволит контролируемому лицу своевременно получить актуальную информацию об обязательных требованиях, подходах к их соблюдению и на этой основе добровольно устранить возможные нарушения обязательных требований без применения соответствующих мер воздействия.
С целью инициирования профилактического визита контролируемое лицо должно направить соответствующее заявление в контрольный (надзорный) орган, который рассматривает полученное заявление и принимает по нему решение в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления. При принятии решения контрольный (надзорный) орган учитывает в том числе категорию риска, присвоенную объекту контроля.
Основаниями для отказа в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица являются:
- поступление уведомления контролируемого лица об отзыве заявления;
- решение контрольного (надзорного) органа об отказе в проведении профилактического визита, принятое в течение двух месяцев до даты подачи заявления;
- невозможность в течение шести месяцев до даты подачи заявления проведения профилактического визита в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица;
- наличие нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей в заявлении.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита дата этого визита должна быть согласована контрольным (надзорным) органом с контролируемым лицом в течение 20 рабочих дней любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Контрольный (надзорный) орган включает профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
О Порядке ознакомления пациента с медицинскими документами, отражающими состояние его здоровья
Основаниями для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией является поступление в медицинскую организацию соответствующего запроса, в том числе в электронной форме.
Согласно Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2021 № 1050н, письменный запрос должен содержать следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента;
фамилия, имя, отчество (при наличии) законного представителя пациента либо лица, указанного в пункте 2 указанного Порядка (супруг (супруга) дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки либо иные лица, указанные пациентом);
место жительства (пребывания) пациента;
реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, направившего запрос, а также документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (номер и серия (при наличии), дата выдачи, наименование выдавшего органа);
период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент, его законный представитель либо лицо, указанное пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, желает ознакомиться с медицинской документацией;
почтовый (электронный) адрес для направления письменного ответа;
номер контактного телефона (при наличии).
В течение двух рабочих дней со дня поступления письменного запроса пациент, его законный представитель либо лицо, указанное пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, информируется работником медицинской организации доступными средствами связи, в том числе по номеру контактного телефона либо по электронной почте, о дате, начиная с которой в течение пяти рабочих дней возможно ознакомление с медицинской документацией с учетом графика работы медицинской организации, а также о месте в медицинской организации, в котором будет производиться ознакомление.
Максимальный срок ожидания предоставления возможности для ознакомления с медицинской документацией не должен превышать десяти рабочих дней со дня поступления письменного запроса.
В процессе ознакомления гражданин вправе выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с медицинской документации, в том числе с помощью технических средств.
Пациенты, которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и передвижение которых по медицинским причинам ограничено, в том числе ввиду назначенного режима лечения, имеют право на ознакомление с медицинской документацией непосредственно в структурном подразделении медицинской организации, в котором они пребывают.
Об обязанности супругов по взаимному содержанию
В соответствии с главой 14 Семейного кодекса РФ установлены обязанности по взаимному содержанию супругов.
Согласно требованиям статьи 89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
В случае если супруг отказывает в поддержке и между супругами отсутствует соглашение об уплате алиментов, то возможно требовать предоставление алиментов в судебном порядке.
Такое право имеет нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности; супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения; нуждающийся супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы.
Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке имеют и бывшие супруги.
Так, от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, могут требовать предоставление алиментов:
бывшая жена в период беременности, наступившей в период брака;
бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;
нуждающийся бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы;
нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.
Соглашением между бывшими супругами может быть определен размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака.
При отсутствии соглашения между супругами (бывшими супругами) об уплате алиментов размер взыскиваемых алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Решить вопрос об освобождении от обязанности содержать нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения возможно в судебном порядке в случае:
непродолжительности пребывания супругов в браке;
недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов;
если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления.
Об Обзоре судебной практики по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 11.10.2023
В обзоре отражены выводы из судебной практики относительно: требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, и порядка его утверждения в деле о банкротстве; исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей; вознаграждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве; ответственности арбитражного управляющего и обжалования его действий (бездействия).
Отмечено следующее:
- неоднократное предложение кредитором одной и той же кандидатуры арбитражного управляющего в делах о банкротстве разных должников само по себе не указывает на зависимость этого арбитражного управляющего от кредитора;
- для осуществления возложенных на него обязанностей конкурсный управляющий вправе получать информацию о родственных связях лиц, контролировавших должника, а также об имуществе, принадлежащем заинтересованным по отношению к должнику лицам;
- Арбитражный суд может увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы;
- нарушения, допущенные арбитражным управляющим при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, не являются основанием для его отстранения, если они признаны судом несущественными.
В Гражданский кодекс РФ законодательно включены новые положения об общем имуществе собственников недвижимости с 01.10.2023
В соответствии с ФЗ от 24.07.2023 № 351-ФЗ закреплены признаки общего имущества:
- принадлежит собственникам недвижимости, которая расположена в здании (сооружении) или на общей территории и связана физически (технологически);
- предполагали использовать его для общих нужд при создании (образовании) недвижимости или приобрели (создали) его в дальнейшем для этих целей.
Собственник недвижимости может получить любую информацию о решениях общего собрания.
Решение вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом принимают большинством голосов всех собственников.
В случае если из-за действий одного из собственников возникли дополнительные расходы на содержание имущества, он должен их оплатить. Изменения законодательства применяют к отношениям, которые возникли с 2 октября 2023 года.
Новое в законодательстве о социальной защите инвалидов
Федеральным законом от 28.04.2023 № 137-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», введены понятия «сопровождаемое проживание инвалидов» и «социальная занятость инвалидов».
Сопровождаемое проживание инвалидов - комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению).
Сопровождаемое проживание инвалидов включает в себя в том числе:
1) социальные услуги и социальное сопровождение инвалидов в соответствии с законодательством о социальном обслуживании;
2) услуги по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе формирование навыков самообслуживания и иных бытовых навыков;
3) услуги ассистента (помощника), оказывающего персональную помощь инвалидам в передвижении, получении информации, ориентации и коммуникации, в том числе при получении образования, осуществлении трудовой деятельности и получении социальных услуг;
4) создание специальных условий для получения инвалидами образования в соответствии с законодательством об образовании.
Примерный порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов будет установлен Правительством РФ.
Нуждаемость инвалида в сопровождаемом проживании устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан с учетом критериев, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Социальная занятость инвалидов определена как деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством РФ о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц.
Социальная занятость инвалидов направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.
Органы государственной власти субъектов РФ определяют организации, уполномоченные на осуществление социальной занятости инвалидов.
Указанные изменения федерального законодательства вступили в силу с 01.09.2023.
О расширении перечня лиц, имеющих право на переход с платного обучения на бесплатное
Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 09.08.2023 № 776 внесены изменения в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.06.2013 № 443, регулирующий порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное. Право на такой переход согласно изменениям предоставлено детям лиц, принимающих или принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
При решении вопроса о переводе таких детей условие о том, что они не должны иметь на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения сохраняется.
Внесенными изменениями предусмотрено, что участники специальной военной операции, не имеющие на момент подачи заявления на переход академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, переводятся на вакантные бюджетные места, перераспределенные в соответствии с Правилами перераспределения вакантных мест, имеющихся в образовательной организации и финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2023 № 1292.
Участник специальной военной операции, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в образовательную организацию, в которой он обучается, заявление на переход на имя руководителя образовательной организации и документ, подтверждающий участие в специальной военной операции.
Изменения вступили в силу с 01 сентября 2023 года и действуют до 31 августа 2024 года.
Об ответственности за распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
В соответствии с частью 6 ст. 14.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, третьим лицам за плату, либо за создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, либо за использование таких сайтов, программ и приложений создавшими их гражданами, организациями или иными лицами в целях предоставления, в том числе организации и (или) обеспечения предоставления, указанных сведений заинтересованным лицам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
За указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан - в размере от 15 до 25 тысяч рублей; на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 80 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 350 до 400 тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 40 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 80 до 100 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до 1 года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 150 до 200 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 до 600 тысяч рублей (ч. 7 ст. 14.35 КоАП РФ).
Об обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ возложены на работодателя.
При приеме на работу работодатель должен ознакомить работников с требованиями охраны труда, обучить их безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производстве, а впоследствии - проводить проверку знания работниками указанных требований.
К исполнению трудовых обязанностей не допускаются лица, не прошедшие обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, которые проводятся за счет работодателя, а также в случае медицинских противопоказаний; не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, не допускаются к работе.
Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.
Нарушение работодателем установленных требований охраны труда и безопасности условий труда влечет административную и уголовную ответственность.
Об особенностях предоставления отпуска несовершеннолетним работникам
В соответствии с требованиями ст. 115 и 267 Трудового кодекса РФ несовершеннолетним полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день.
Несовершеннолетний работник вправе пойти в ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время, в том числе до истечения шести месяцев непрерывной работы. Ни при каких обстоятельствах несовершеннолетнему работнику нельзя переносить ежегодный оплачиваемый отпуск на следующий рабочий год (основание ч. 4 ст. 124 Трудового кодекса РФ).
Законодательно запрещено заменять денежной компенсацией ежегодный основной и дополнительный оплачиваемые отпуска работнику до 18 лет. Единственное исключение - когда такая компенсация выплачивается ему при увольнении (ч. 3 ст. 126, ч.1 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации). Выплату в этом случае нужно произвести за все дни неиспользованного отпуска в размере среднего заработка несовершеннолетнего работника. Отзывать несовершеннолетнего работника из отпуска запрещено законом, даже если он на это согласен.
За нарушения при предоставлении ежегодного отпуска несовершеннолетним работникам работодатель несет административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ указанное влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и предпринимателей в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
Об ответственности за неисполнение установленных законом обязанностей владельцем социальной сети
Федеральным законом от 31.07.2023 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за неисполнение установленных обязанностей владельцами социальных сетей (статья 13.50 КоАП РФ).
Неисполнение владельцем социальной сети обязанности по осуществлению мониторинга социальной сети и (или) принятию мер по ограничению доступа к информации, нарушающей требования законодательства, либо невыполнение требования Роскомнадзора об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, принятых владельцем социальной сети, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 100 тысяч рублей; на должностных лиц - от 200 до 400 тысяч рублей; на юридических лиц - от 800 тысяч до 4 миллионов рублей.
Повторное совершение указанного правонарушения повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 200 тысяч рублей; на должностных лиц - от 500 до 800 тысяч рублей; на юридических лиц - от 4 до 8 миллионов рублей.
Изменения вступили в силу с 1 сентября 2023 года.
Об изменениях, внесенных в Жилищный кодекс Российской Федерации
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением предоставления такого жилья вне очереди в случаях, установленных Жилищным кодексом РФ.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Федеральным законом от 24.07.2023 № 365-ФЗ «О внесении изменений в статьи 57 и 166 Жилищного кодекса РФ и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплена возможность предоставления гражданам с их согласия в письменной форме жилого помещения по договору социального найма не только в границах населенного пункта по месту их жительства, но и в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.
Изменения вступили в силу с 1 сентября 2023 года.
Об ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения)
Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ тайна усыновления охраняется законом, и лица, разгласившие тайну усыновления ребенка, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Дела указанной категории суд рассматривает в закрытом судебном заседании, лица, участвующие в рассмотрении дела, предупреждаются о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к ответственности за разглашение тайны усыновления.
Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.
В соответствии со ст. 155 УК РФ разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, влечет наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 4 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового.
Об уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности
Ст. 169 УК РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование предпринимательской или иной деятельности.
Воспрепятствование может заключаться в неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонении от их регистрации, неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи, ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконном ограничении самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Субъектами преступления выступают должностные лица, служебное положение которых позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций.
Ответственность наступает при условии совершения должностными лицами умышленных неправомерных действий или принятии незаконных решений в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Максимально строгим наказанием, предусмотренным санкцией ст. 169 УК РФ, является лишение свободы на срок до 3 лет.