Об ответственности за размещение фотографий несовершеннолетних без согласия их родителей (законных представителей)
Статьей 24 Конституции РФ установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) к персональным данным относится любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу или так называемому субъекту персональных данных. К персональным данным относятся фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное и социальное положение, фото- и видеоматериалы, и иная информация, по которой можно идентифицировать индивида.
Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), включая сбор, запись, накопление, хранение, распространение, предоставление, доступ к ним. Кроме того, статьей 11 Закона № 152-ФЗ предусмотрено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных. В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с его согласия.
При этом в силу статьи 64 Семейного кодекса РФ и статьи 28 Гражданского кодекса РФ, родители, являясь законными представителями своих детей (несовершеннолетних, не достигших 14-ти лет (малолетних), выступают в защиту их прав и интересов, и только они вправе совершать от их имени сделки.
Таким образом, размещение изображения (фотографии) несовершеннолетнего, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», возможно только с согласия его родителей либо иных законных представителей.
Однако, имеются и исключения, когда согласие родителей (законных представителей) не требуется. Это возможно в следующих случаях:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за гонорар. В случае, если изображение гражданина, полученное или используемое без его согласия, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения. Аналогичный способ защиты прав предусмотрен, когда изображение несовершеннолетнего ребенка получено, используется и распространяется в сети «Интернет» без согласия родителей (законных представителей).
За нарушение вышеуказанных требований законодательства предусмотрена административная ответственность статьей 13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа.
Возбуждение дел об административных правонарушениях по статье 13.11 КоАП РФ с 1 июля 2017 года уполномочены осуществлять должностные лица Роскомнадзора. Одновременно, статьей 137 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. В порядке гражданского судопроизводства истец также имеет право взыскать компенсацию морального вреда за нарушение права на изображение гражданина (ребенка).
Родителям (законным представителям) не следует забывать о возможных последствиях дачи согласия на использование изображения своего ребенка (подопечного) в сети «Интернет» и средствах массовой информации.
Можно ли запретить ученикам пользоваться телефоном в школе?
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит положений, которые касаются порядка пользования мобильными средствами связи в образовательной организации, соответственно, каких-либо ограничений не предусмотрено.
Однако согласно п. 3.5.3 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (далее – Санитарные правила), для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Таким образом, запрещается использовать мобильные средства в процессе обучения, непосредственно во время урока, как учащимся, так и учителям в качестве средства обучения. Например, если возникает необходимость продемонстрировать какой-либо видеоматериал или электронный документ, необходимо использовать интерактивные доски, сенсорные экраны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, которые соответствуют установленным в Санитарных правилах требованиям. Что касается перемен, то учащиеся имеют право пользоваться мобильными средствами связи, например, могут позвонить родителям или найти необходимую информацию.
Следует отметить, что многие образовательные организации закрепляют в своих локальных нормативных актах за учителями право изымать телефоны у тех учеников, которые нарушили правила пользования мобильными средствами.
Однако, в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Соответственно, указанный положения локальных нормативных актов противоречат законодательству РФ, так как ограничивают право собственности на имущество, а именно на мобильные средства связи, которые принадлежат учащимся и их родителям.
Правила складирования твердых коммунальных отходов
По общему правилу, установленному ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов только в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Способы складирования следующие:
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах;
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- в пакеты и другие емкости, предоставленные региональным оператором.
С марта 2021 года допускается сбор и вывоз ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом, без накопления отходов на контейнерных площадках. Такой способ предусматривает составление графика вывоза отходов с указанием не только дня недели, но и часа, а также соблюдение договора как со стороны потребителя, так и регионального оператора.
Расположение мест (площадок) накопления ТКО и их обустройство законодателем возложено на органы местного самоуправления.
При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Так, согласно Санитарным правилам и нормам 2.1.3684-21 контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Следует особо подчеркнуть, что складированию подлежат лишь твердые коммунальные отходы, то есть отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическим лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическим лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Вывоз (транспортирование) собранных на контейнерной площадке ТКО осуществляет региональный оператор, который отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки в мусоровоз.
Горючие вещества, ветки, опавшая листва, батарейки, градусники, лампы, строительные отходы, шины в категорию твердых коммунальных отходов не входят и региональным оператором не вывозятся. Отходы, которые не являются ТКО, вывозятся организациями, имеющими соответствующую лицензию за отдельную плату.
Правовое регулирование труда несовершеннолетних
При оформлении трудовых отношений с несовершеннолетними необходимо учитывать, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 13, 13.3 ФЗ от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Трудовой договор с таким лицом может быть заключен для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, а если несовершеннолетний получает основное общее образование, следует учитывать, что работа таким лицом должна выполняться в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы.
С несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет можно заключить трудовой договор при соблюдении следующих условий:
- подросток, достигший четырнадцати лет, должен быть учащимся;
- предлагаемая подростку работа должна относиться к категории легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью;
- работа по трудовому договору должна выполняться лишь в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы;
- на заключение трудового договора должно быть получено письменное согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.
Не допускается оформление трудовых отношений с лицами, не достигшими четырнадцати лет. Исключением является выполнение работ для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений только в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках без ущерба его здоровью и нравственному развитию, по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта.
Лица в возрасте до восемнадцати лет в силу статей 69 и 266 ТК РФ при заключении трудового договора подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру независимо от трудовой функции.
Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:
- несовершеннолетним работникам в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;
- для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю.
При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 5 часов для несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет и 7 часов в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.
Несовершеннолетним работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Также стоит отметить, что направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни несовершеннолетних работников запрещается.
Испытание при приеме на работу лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, не устанавливается.
Несовершеннолетним установлены гарантии при расторжении трудового договора.
При расторжении трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), необходимо наличие согласия комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего. Отсутствие такого согласия является основанием для признания увольнения незаконным.
Родитель (попечитель) ребенка, а также орган опеки и попечительства вправе требовать расторжения трудового договора с учащимся, не достигшим возраста пятнадцати лет, в случае если работа оказывает негативное влияние на здоровье ребенка.
О порядке рассмотрения обращений граждан
В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее - Федеральный закон).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП, может быть возбуждено исключительно прокурором, который в соответствии со статьей 28.4 КоАП выносит по этому поводу мотивированное постановление.
Наиболее распространенные нарушения при рассмотрении обращений - игнорирование 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан (статья 12 Федерального закона), а также несоблюдение требований закона об уведомлении заявителей о переадресации обращения для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в нем вопросов (часть 3 статьи 8 ФЗ).
Что такое взяточничество?
Взяточничество – опасное коррупционное преступление, посягающее на интересы государства и общества. Преступлением является: получение должностным лицом взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ); дача взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). В 2016 году в Уголовный кодекс РФ введена статья 291.2, устанавливающая ответственность за мелкое взяточничество (на сумму не более 10 000 рублей).
Таким образом, по законодательству уголовную ответственность несет как должностное лицо, принимающее взятку, так и гражданин, который дает взятку. Кроме того, отвечать придется и посреднику (например, гражданину, который передал взятку по просьбе и в интересах другого лица).
Что может быть взяткой?
Взятка – не только деньги в наличной или безналичной форме. Это может быть любое имущество, имущественные права и даже услуги имущественного характера (например, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования).
Какое наказание грозит взяточнику?
Получение взятки наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
Дача взятки наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
Посредничество во взяточничестве наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
Более суровое наказание предусмотрено, если взятка передается за совершение заведомо незаконных действий либо в значительном, крупном или особо крупном размере.
Например, получение взятки в особо крупном размере (на сумму свыше 1 млн рублей) наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
Что происходит с предметом взятки?
Деньги, ценности и иное имущество, которые являлись предметом взятки, по закону подлежат конфискации в доход государства (ст. 104.1 УК РФ). Стоимость этого имущества не может быть зачтена в счет уплаты уголовного штрафа.
Могут ли нести уголовную ответственность за взяточничество юридические лица?
По российскому законодательству субъектами преступлений являются только физические лица (ст. 19 УК РФ). Ответственность наступает с 16 лет.
Вместе с тем, организации могут нести за взяточничество административную ответственность. Согласно ст. 19.28 КоАП РФ незаконные передача, предложение или обещание вознаграждения от имени или в интересах юридического лица влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 млн рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. При этом привлечение организации к административной ответственности не освобождает гражданина от уголовной ответственности и наоборот.
Можно ли избежать уголовной ответственности?
Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Посредник освобождается от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 291.1 УК РФ).
Куда можно сообщить о фактах взяточничества?
По фактам взяточничества следует обращаться в следующие правоохранительные органы: подразделения внутренних дел (местное отделение полиции или отдел по борьбе с экономическими преступлениями); прокуратура; следственный комитет; подразделение ФСБ. Если деньги требуют представители правоохранительных органов, вы можете обратиться в подразделение их собственной безопасности.
Внесены изменения в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
ФЗ от 04.11.2022 № 417-ФЗ введены новые понятия «оповещение населения» и «система оповещения населения» (ФЗ от 04.11.2022 № 417-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданской обороне» и статьи 1 и 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Под оповещением населения понимается доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под системой оповещения населения – совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Правительство Российской Федерации должно определить порядок создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения (ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).
Новый закон вступил в силу с 4 мая 2023 года.
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ
ФЗ от 29 декабря 2022 г. № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ, о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» урегулирована организация перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Предусмотрено, что автомобиль должен быть оборудован таксометром.
Для водителей установлены основания для запрета на допуск к управлению такси. В частности, это более 3 неуплаченных штрафов за нарушения ПДД.
Службы заказа такси обязали контролировать соблюдение норм времени управления такси, рабочего времени и времени отдыха водителя и не отдавать заказы в случае нарушения. Также урегулированы вопросы их ответственности за причиненный пассажиру при перевозке вред. В частности, это касается передачи заказов водителям без действующего разрешения на осуществление перевозок.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок.
Об уголовной ответственности за фиктивную регистрацию иностранных граждан по месту пребывания
За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ предусмотрена уголовная ответственность по ст.322.3 УК РФ.
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания в РФ на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в РФ в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.