Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2024 № 38-П: умерщвление бездомных животных допускается только при необходимости предотвращения исходящих от конкретного животного угроз
Выбор допустимых оснований для умерщвления животных без владельца осуществляется органами государственной власти субъектов РФ с учетом предписаний Закона об обращении с животными и объективной необходимости в установлении данных оснований.
Умерщвление животных без владельцев - мера, использование которой может быть оправданно, лишь когда прочие мероприятия не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность.
Если к числу оснований для умерщвления животных без владельцев отнесены случаи, когда это обусловлено необходимостью предотвращения исходящих от конкретного животного угроз, вызванных рисками распространения им опасной для человека или других животных болезни либо подтверждаемых совершенным им нападением на человека или проявлением им немотивированной агрессивности, то такое регулирование не может расцениваться как неприемлемое.
Основаниями для умерщвления бездомных животных не могут быть ни загруженность приютов для животных и пунктов временного содержания, ни оптимизация бюджетных расходов на эту деятельность.
В постановлении указано, что должен быть установлен разумный срок для того, чтобы владелец (если он имеется) отловленного животного мог его обнаружить, а также предусмотрены условия для такого обнаружения.
Часть 4 статьи 7, абзац первый части 1 и часть 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции РФ.
Основание: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия»
О постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2024 № 39-П
Не соответствующим Конституции РФ признано положение части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому ему судебным толкованием, не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.
Федеральному законодателю должен внести в правовое регулирование необходимые изменения.
Конституционный Суд РФ рекомендует законодателю при внесении в правовое регулирование изменений, непосредственно вытекающих из настоящего Постановления, оценить, в том числе с учетом выраженных в нем правовых позиций, достаточность критериев возможности уплаты назначенного административного штрафа в половинном размере для остальных случаев - наряду с охваченными предметом и резолютивной частью настоящего Постановления - выявления административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в ином порядке, чем предусмотренный Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Основание: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 39-П «По делу о проверке конституционности положения части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «НТСИ Телеком»
О правах отдельных лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение жилищной субсидии
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.10.2023 № 48-П часть 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 228-ФЗ) признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой придание ею обратной силы статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»(далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) рассматривается как основание для снятия с учета тех лиц, которые ранее состояли на таком учете и которым в этот период в качестве меры государственной поддержки был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома.
Внесенными изменениями установлено, что действие абзаца девятого части третьей статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ не распространяется на граждан, которые поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом до дня вступления в силу Федерального закона № 228-ФЗ и которым в качестве меры государственной поддержки был предоставлен земельный участок, расположенный за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
Основание: Федеральный закон от 13.07.2024 N 183-ФЗ
"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Законодательно закреплено то, что семьи с двумя и более детьми будут получать ежегодную семейную выплату
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2024 № 179-ФЗ право на получение выплаты предоставляется работающим родителям, имеющим двух и более детей, являющихся гражданами РФ и постоянно проживающих на территории РФ, при условии, что родители также являются гражданами РФ, постоянно проживают на территории РФ, являются налоговыми резидентами и с их доходов уплачен НДФЛ в году, предшествующем году обращения за назначением выплаты.
Получить выплату можно в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Семейная налоговая выплата производится территориальными органами СФР каждому из родителей при отсутствии у них задолженности по уплате алиментов. Учитываются дети в возрасте до 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются по очной форме обучения (за исключением обучения по дополнительным образовательным программам).
Размер ежегодной выплаты будет определяться в виде разницы между суммой исчисленного НДФЛ с доходов заявителя за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой, исчисленной с того же дохода по ставке 6 процентов в полном объеме.
Получение семейной налоговой выплаты не будет учитываться при определении права на получение иных выплат и мер социальной поддержки.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
Основание: Федеральный закон от 13.07.2024 № 179-ФЗ
"О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей"
О Федеральном законе № 184-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2024 №184-ФЗ двойная пенсия полагается детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, которые являются детьми лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, погибших (умерших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 указанного Закона (за исключением случаев, когда смерть этих лиц наступила в результате их противоправных действий).
Детям-инвалидам могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия по инвалидности, а инвалидам с детства - пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия по инвалидности, или страховая пенсия по инвалидности, или страховая пенсия по старости.
Начало действия документа - 13.07.2024.
Основание: Федеральный закон от 13.07.2024 № 184-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 7 и 37 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
О методах социальной инженерии как способе дистанционного мошенничества
С развитием информационных технологий преступники широко используют сеть Интернет, позволяющую им действовать анонимно и создавать условия для хищения чужого имущества, отмечается рост преступлений этой категории, совершенных путем телефонных звонков злоумышленников под видом сотрудников Центробанка или иного банковского учреждения, правоохранительных органов.
В большинстве случаев мошенники использовали методы психологического воздействия на потерпевшего, запугивая его, вводя в заблуждение, представляясь сотрудниками специальных служб и организаций, т.е. использовали методы социальной инженерии.
Под методами социальной инженерии понимается введение в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием для получения несанкционированного доступа к информации, электронным средствам платежа или побуждения владельцев самостоятельно совершить перевод денежных средств с целью их хищения.
Потерпевшие от дистанционных хищений, как правило, знали о распространенных случаях мошенничеств, видели и слышали о них от своих знакомых, из средств массовой информации, однако в критический момент все равно оказались в роли жертвы.
В связи с этим, напоминаем, что в таких случаях следует прервать общение по телефону, не совершать операции по переводу денежных средств на так называемые «защищенные, специальные счета», не сообщать свои персональные данные, сведения о банковских картах и счетах, и обратиться в кредитную организацию по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты.
Об ответственности работодателя за задержку зарплаты, отпускных и других выплат работнику
Работодатель или уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и других выплат, несут административную, уголовную и материальную ответственность. Кроме того, к руководителю учреждения собственник имущества может применить дисциплинарные взыскания.
Статьей 236 Трудового кодекса РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за не выплаченные в срок суммы, включая заработную плату, отпускные, выплаты при увольнении, аванса. Помимо этого, если работодатель задержал зарплату на срок больше 15 дней, то работник имеет право прекратить осуществлять свою трудовую деятельность, сообщив об этом руководителю в письменной форме, на весь период до выплаты задержанной суммы. Данные правила установлены ч. 2 ст. 142 ТК РФ.
Административная ответственность предусмотрена за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере:
-до 20 000 руб. для должностных лиц;
-до 5000 руб. для индивидуальных предпринимателей;
-до 50 000 руб. для юридических лиц.
Лицо, которое ранее подвергалось административному наказанию по указанной статье закона и повторно совершило аналогичное правонарушение, может быть привлечено к ответственности по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа, максимальный размер которого составляет 100 000 руб., а также к виновному может быть применена дисквалификация на срок до трех лет.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46 оговорено, что срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором датой выплаты заработной платы. Периоды невыплат за отдельные месяцы года не суммируются в срок свыше двух или трех месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты осуществлялись.
Уголовная ответственность предусмотрена за частичную невыплату свыше трех месяцев либо полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (частичная невыплата означает осуществление платежа в размере менее половины суммы, подлежащей выплате). За данные нарушения виновным грозит максимальный штраф до 500 000 руб.; лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 5 лет; принудительные работы на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 5 лет (ст. 145.1 УК РФ).
Следует знать, что лицо, впервые совершившее указанное преступление, освобождается от ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела полностью погасило задолженность, а также уплатило проценты (компенсацию), и в его действиях нет иного состава преступления.
Привлечение к ответственности грозит виновным и в том случае если трудовой договор не оформлен должным образом, но работник приступил к выполнению работы с ведома и по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя. Ответственность может быть возложена не только на руководителя организации, но и на руководителя филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации.
Отказ в заключении трудового договора
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что какое-либо ограничение прав или установление преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
За необоснованный отказ в заключении трудового договора работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Расширены трудовые гарантии для одиноких родителей
Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, который в одиночку воспитывает ребенка в возрасте до 16 лет. В статью 261 Трудового кодекса РФ - «Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора» внесены соответствующие поправки.
Ранее такая гарантия была предусмотрена для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и распространялась на других лиц, воспитывающих детей без матери.
Важно знать, что законом предусмотрен ряд исключений, при которых допускается увольнение указанного сотрудника по инициативе работодателя. В их число отнесены ликвидация организации; неоднократного неисполнения работников без уважительных причин трудовых обязанностей, если имеет дисциплинарное взыскание; однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей; представление подложных документов при трудоустройстве и др.
Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.
Статьей 8 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что в случае, если обращение, содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа, которому оно направлено, в течение 7 дней со дня регистрации обращение направляется в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях орган, разрешающее обращение вправе продлить срок рассмотрения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Также в силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ ответ на обращение предоставляется в той форме, в которой оно поступило. К примеру, ответ на обращение, поступившее посредством электронной почты, предоставляется на адрес электронной почты, по которому оно поступило, если в обращении не указан конкретный адрес, на который необходимо направить ответ заявителю.
Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 КоАП РФ, дела по которым возбуждаются прокурором. Санкцией статьи предусмотрено назначение наказания в виде штрафа от 5 до 10 тыс. рублей.
Следует обратить внимание на круг органов и должностных лиц, на которые распространяется действие обозначенного Федерального закона (только на государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица). На иные организации Федеральный закон № 59-ФЗ не распространяется.