Вологодский муниципальный округ
Портал органов местного самоуправления Вологодского муниципального округа 

Информационное сообщение

О порядке наложения дисциплинарных взысканий на студентов

Минобрнауки утвердило правила применения и снятия мер дисциплинарного взыскания в отношении студентов вузов.
Взыскания налагаются за неисполнение или нарушение устава вуза, правил внутреннего распорядка, в т. ч. требований к дисциплине на занятиях и поведению в такой организации, правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов по вопросам осуществления образовательной деятельности. Предусмотрены замечание, выговор и отчисление.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.

В случае расчета величины среднемесячного дохода заемщика нельзя будет использовать кредитные отчеты

Исключена возможность использования кредитными и микрофинансовыми организациями при оценке величины среднемесячного дохода заемщика для расчета показателя его долговой нагрузки сведений из кредитных отчетов, представляемых бюро кредитных историй.

Таким образом, кредиторы должны использовать только актуальную официальную информацию, подтверждающую доходы лица, при принятии решения о предоставлении ему потребительского займа.

Указание вступает в силу с 1 июля 2025 г.

О новой форме справки об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности

Утверждены новые формы справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и выписки из акта МСЭ о таких результатах. Они заменят формы 2005 г.

Также обновлены правила составления указанных документов.
Справки и выписки будут формироваться в автоматическом режиме с помощью Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере на основе акта МСЭ и подписываться УКЭП руководителя бюро МСЭ или уполномоченного им лица. При этом документ можно будет получить и на бумажном носителе с печатью бюро.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г.

Конституционный Суд РФ разъяснил, возможно ли освобождение налогоплательщика от уплаты пени в связи с несоблюдением срока вручения ему акта проверки

Предприятие посчитало, что действующие нормы НК РФ позволяют начислять пени за период незаконного бездействия инспекции, выразившегося в нарушении ею срока вручения акта выездной проверки, поэтому неконституционны.

В 2014 г. налоговая выявила формальный документооборот между предприятием и его контрагентами для получения налоговой выгоды, что послужило поводом для выездной проверки.

Акт о ней составлен в феврале 2018 г., вручен предприятию в августе 2021 г. Решение по итогам проверки принято 15 июня 2022 г. , но вручено 22 июня 2022 г.

Предприятию начислены недоимка и пени за 2014 и 2015 гг. Конституционный Суд РФ налогоплательщика не поддержал.
Само по себе несоблюдение сроков проведения налоговой проверки или рассмотрения ее материалов не препятствует принятию того или иного итогового решения и заведомо не предрешает его законности в целом. Однако при определенных обстоятельствах превышение сроков становится существенным нарушением и признается основанием для отмены решения.
Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки уже свидетельствует о превышении допустимой продолжительности контрольных мероприятий и о существенности нарушения. Вывод об утрате возможности принудительного взыскания недоимки и пени может быть сделан при судебном оспаривании соответствующих решений.

Нормы не противоречат Конституции РФ.

Основанием для освобождения от уплаты пени может являться отмена принятого по результатам выездной проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства.

О судебной практике, связанной с нарушением антимонопольного законодательства

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 апреля 2025 года утвержден Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрены вопросы квалификации отдельных правонарушений, производства по делам, исчисления срока давности привлечения к ответственности, расчета штрафов.

Предусмотренный договором срок подключения к электросетям может быть продлен, но не должен превышать срока, императивно установленного правилами техприсоединения.

Несоблюдение этого правила влечет административную ответственность как за нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения. При этом нарушение срока не является длящимся правонарушением.
Выдача органом местного самоуправления бюджетному учреждению муниципального задания на выполнение собственными силами работ в сфере дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения без конкурсных процедур может привести к ограничению конкуренции. Неправомерное составление сетевой организацией акта безучетного потребления электроэнергии само по себе не свидетельствует о злоупотреблении ею своим доминирующим положением на товарном рынке и не влечет ответственности.

Искусственное дробление заказчиком единой сделки для непроведения конкурентных торговых процедур может являться нарушением законодательства о контрактной системе.

Однако это не свидетельствует о наличии между сторонами антиконкурентного соглашения.

При пересмотре комиссией антимонопольного органа в связи с новыми и (или) вновь открывшимися обстоятельствами ранее принятого решения течение срока давности начинается с момента вступления в законную силу нового решения.
Ряд статей КоАП РФ предусматривает оборотные штрафы.

Для расчета их размера необходимо учитывать, что моментом выявления правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства либо дата принятия комиссией антимонопольного органа определения о выявлении иного нарушения, но не дата принятия решения по итогам рассмотрения такого дела.

Верховный суд обобщил практику за 2024 год

Судебной практикой выработаны важнейшие правовые позиции по делам о банкротстве.
Требования кредитора о возврате компенсационного финансирования не понижают в очереди, если у него нет бенефициарного интереса в извлечении прибыли из деятельности должника.

При уступке кредитором требования к контролирующему лицу передается и требование к нему же как к поручителю по одному и тому же долгу, даже при отсутствии условия о такой передаче в договоре цессии. Изолированная уступка солидарных требований может привести к двойному исполнению, что недопустимо.
Требование об уплате НДС, восстановленного в результате реализации на торгах конкурсной массы, относится к третьей очереди, если налог принят к вычету до возбуждения дела о банкротстве.

Имущественные налоги относят к расходам на содержание залогового имущества банкрота только за период, когда кредитор уже может обратить взыскание на предмет залога.

При оспаривании платежей банкрота, входящего в группу лиц, нужно учитывать все финансовые операции группы комплексно. Один исходящий платеж при наличии входящих не свидетельствует о сделке с предпочтением.
Во взыскании убытков с контролирующих лиц в пользу должника должно быть отказано, если остается ликвидационная квота, так как ее получат те же контролирующие лица.

Стимулирующее вознаграждение арбитражного управляющего не может быть установлено в максимальном размере, если часть своих обязанностей он не выполнял или она выполнена иными лицами.

Реестр лекарств будут вести по уточненным правилам

Скорректированы правила ведения реестра лекарств.
Уточнен состав размещаемых в реестре сведений. С 2026 г. заявления об отмене регистрации препарата и об исключении из реестра фармацевтической субстанции, произведенной для реализации, будут подаваться через портал госуслуг.

Конституционный Суд РФ разъяснил принципы приватизации имущества унитарного предприятия на несостоявшихся торгах с одним участником

Аукцион по продаже находящегося в хозведении МУП нежилого помещения признали несостоявшимся, а имущество продали его единственной участнице. Администрация города оспорила сделку, ссылаясь на нарушение процедуры. Если аукцион не состоялся, имущество должно продаваться посредством публичного предложения. Это регламентировано общими нормами ГК РФ, не допускающими его продажу без согласия собственника, так как продажа имущества УП исключена из сферы действия Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

Конституционный Суд РФ признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции. В спорном случае было установлено, что приватизация допускается только с согласия городского УМИ на аукционе или на конкурсе. Это соответствует конституционному принципу соразмерности ограничения прав на основании закона. Равный доступ к муниципальному имуществу поддерживает конкуренцию и обеспечивает профилактику коррупции. В этой ситуации оспаривание властями права собственности приобретателя из-за того, что торги не состоялись, нарушает принцип защиты добросовестных участников хозяйственного оборота.

Право заключить договор с единственным участником торгов при отсутствии объективных к этому препятствий относится и к приватизации УП.

При этом процедуры отчуждения недвижимости УП без использования процедур закона о приватизации не должны вести к обходу правил законодательства о приватизации и к злоупотреблению правом на отчуждение имущества.
Дело заявительницы подлежит пересмотру.

Пересмотрены условия допустимости соглашений, приводящих к ограничению конкуренции

Соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, запрещены.

Но при определенных условиях они могут быть признаны допустимыми.
Решено пересмотреть условия допустимости соглашений между покупателями и продавцами, а также между хозяйствующими субъектами о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных научных и (или) научно-технических результатов (общие исключения).
Соглашения, не соответствующие общим исключениям, могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми, если они соответствуют условиям, определенным Законом о защите конкуренции.
Прежние общие исключения утратят силу.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г. Общие исключения действуют до 1 сентября 2031 г.

О случаях формирования составов обезличенных персональных данных

В определенных случаях Минцифры может формировать составы обезличенных персональных данных, сгруппированные по определенному признаку, если последующая обработка таких данных не позволит определить их принадлежность. Это можно делать для определения количества абонентов при возникновении ЧС, противодействии терроризму, введении чрезвычайного положения и карантина, а также проведении исследований в сфере туризма, в экономической и социальной сферах для реализации миграционной политики и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны

Накануне 80-летия Победы принят Федеральный закон от 21.04.2025 № 74-ФЗ «Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Геноцидом советского народа признаются действия нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, направленные на полное или частичное уничтожение национальных, этнических и расовых групп, населявших территорию СССР, путем убийства членов этих групп, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этих групп.

В Федеральном законе определены основные формы увековечения памяти жертв геноцида советского народа:

1) захоронение и перезахоронение останков жертв геноцида советского народа, сохранение и благоустройство захоронений останков жертв геноцида советского народа, установка мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память жертв геноцида советского народа;

2) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных захоронений останков жертв геноцида советского народа, установление и сохранение имен жертв геноцида советского народа;

3) сооружение памятных знаков, создание музеев, а также отдельных экспозиций и выставок, в том числе в музеях образовательных организаций;

4) публикация в средствах массовой информации, книжных изданиях и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалов о геноциде советского народа;

5) создание произведений искусства и литературы, посвященных памяти жертв геноцида советского народа;

6) проведение научных исследований и распространение информации о результатах научных исследований;

7) включение в федеральные основные общеобразовательные программы (в том числе в федеральные рабочие программы воспитания), основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы материалов, разработанных на основании исторических источников и посвященных памяти жертв геноцида советского народа;

8) признание недопустимым публичного оправдания геноцида советского народа и нацистской идеологии, осуществление мероприятий по противодействию их пропаганде.

О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Так, признана утратившей силу часть 7 статьи 22 Закона № 248-ФЗ, согласно которой муниципальные органы могли установить, что ими не будет применяться система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля. Таким образом, указанную систему должны применять все контролирующие органы.

Расширен перечень профилактических мероприятий, которые подлежат обязательному проведению органами муниципального контроля, в их число включены объявление предостережения и профилактические визиты.

При этом нормы Закона № 248-ФЗ о проведении профилактического визита значительно изменились.

Вопросы проведения обязательного профилактического визита урегулированы отдельной статьей 52.1 Закона № 248-ФЗ, установлены основания, сроки его проведения и результаты. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний. По окончании обязательного профилактического визита составляется акт, в случае выявления нарушений обязательных требований, если они не были устранены до окончания профилактического мероприятия, контролируемому лицу выдается предписание.

Определена периодичность проведения обязательных профилактических визитов в зависимости от присвоенной категории риска. Отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита не допускается, в случае уклонения контролируемого лица от его проведения в отношении него может быть организовано контрольное (надзорное) мероприятие.

В статьях 57 и 60 Закона № 248-ФЗ дополнены основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а также оснований принятия решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Отдельно следует отметить введенный институт соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (статья 90.2 Закона № 248-ФЗ).

Контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Такое соглашение заключается в случае, если устранение выявленных нарушений требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость. В соответствии с соглашением контролируемое лицо обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.

Соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры.

Порядок заключения, изменения, продления, расторжения соглашения, условия соглашения, круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, будет определен Правительством Российской Федерации.

Статья 205.6 УК РФ дополнена указанием на новые составы

Статья 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за несообщение в уполномоченные правоохранительные органы о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, входящих в приведенный в статье перечень.

Федеральным законом от 21.04.2025 № 102-ФЗ указанный перечень преступлений дополнен указанием на преступления, связанные с диверсионной деятельностью, предусмотренные статьями 281, 281.1, 281.2, 281.3 УК РФ.

С 02.05.2025 несообщение о подготовке или совершении таких преступлений повлечет уголовную ответственность по ст. 205.6 УК РФ.

О рассмотрении уголовного дела в отсутствие подсудимого, находящегося за пределами страны

Федеральным законом от 21.04.2025 № 101-ФЗ внесены изменения в часть 5 статьи 247 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Данной нормой предусмотрена возможность рассмотрения уголовных дел в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд.

С 21.04.2025 в таком порядке могут рассматриваться уголовные дела не только о тяжких и особо тяжких преступлениях, но и о преступлениях небольшой или средней тяжести террористической и экстремистской направленности.

Вопрос: возможно ли возвратить денежные средства, перечисленные на банковский счет неизвестного лица в результате совершения мошеннических действий?

Ответ: Возможность есть, гражданин вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возврате неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами к владельцу банковского счета, на который произведено перечисление денежных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу ст. 1103 ГК РФ нормы о неосновательном обогащении применяются также к требованиям о возврате исполненного обязательства по недействительной сделке, к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица. Между тем условиями банковского обслуживания физических лиц предусмотрено, что клиент обязан обеспечивать безопасное хранение средств доступа, не передавать средства доступа третьим лицам, что согласуется с положениями ст. 210 ГК РФ, т.е. на гражданина как владельца счета возложена обязанность по обеспечению сохранности личных банковских данных для исключения неправомерного использования посторонними лицами в противоправных целях принадлежащих ему банковских учетных записей, как клиента банка, для возможности совершения операций от его имени с денежными средствами. Более того, если внесение денежной суммы на счет неустановленного лица спровоцировано совершением в отношении гражданина неизвестным лицом мошеннических действий, правоохранительными органами при наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

Вопрос: соответствует ли требованиям закона привлечение к работе лиц в возрасте от 14 до 18 лет в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул?

Ответ: Федеральным законом от 07.04.2025 № 63-ФЗ внесены изменения в статью 268 Трудового кодекса Российской Федерации в части порядка привлечения к работе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул.

В соответствии с нововведениями работодатели вправе привлекать лиц в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой.

Для этого необходимо получить письменное согласие: работника в случае, если он достиг возраста пятнадцати лет; работника и одного из его родителей (попечителя) в случае, если работник не достиг возраста 15 лет; работника и органа опеки и попечительства или иного законного представителя несовершеннолетнего лица, указанного в части 4 статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2026 года вносятся изменения в правила рассмотрения апелляционных жалоб в гражданском судопроизводстве

Федеральным законом от 01.04.2025 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» предусмотрены следующие изменения: - заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока нужно будет подавать в суд апелляционной инстанции.

Одновременно с подачей заявления должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок; - суд рассмотрит указанное заявление в пятидневный срок со дня его поступления без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле; - до истечения срока обжалования лица, участвующие в деле, вправе представить возражения относительно апелляционной жалобы в суд первой инстанции, а по истечении срока обжалования - в суд апелляционной инстанции; - нельзя будет обжаловать определение о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы.

Определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока можно будет обжаловать в кассационный суд общей юрисдикции, кассационный военный суд. Указанные изменения вступают в законную силу с 1 января 2026 года.

Истечение срока действия водительского удостоверения - основание для его замены

Общий срок действия водительского удостоверения – 10 лет. Правительством Российской Федерации продлено на 3 года действие российских национальных водительских удостоверений, сроки по которым истекают (истекли) в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2025 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2269). Продление срока действия не требует внесения дополнительных изменений в документы.          

При этом водительские удостоверения, срок действия которых истек в 2022 году, необходимо заменить в 2025 году.          

Лицо, срок действия водительского удостоверения которого истек, является лицом, не имеющим права управления транспортным средством.

За управление автомобилем лицом, не имеющим на это право, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб.( ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Об ужесточении ответственности за пропаганду наркотиков в сети Интернет

Федеральным законом от 08.08.2024 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» введена уголовная ответственность за пропаганду наркотиков в сети Интернет.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 230.3 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры».

Новация касается ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и пр. в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).

Пропаганда наркотических средств будет уголовно наказуемой, если она совершена лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года либо лицом, уже имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного данной статьей.

Санкция статьи предусматривает несколько видов наказания, в том числе ограничение или лишение свободы сроком до двух лет.

Изменения вступают в силу с 01.09.2025.

Перевозка детей воздушным транспортом

Приказом Минтранса России от 25.12.2024 № 462 внесены изменения в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82». В соответствии с данными изменениями с 21.01.2025 авиаперевозчики обязаны предоставлять пассажирам с детьми до 12 лет соседние места согласно классу билета бесплатно. При этом места должны находиться в одном ряду и не должны быть разделены проходом.

Ответственность за пропаганду нацистской атрибутики и символики

Статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций.

Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 1 до 4 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 10 до 15 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.

За изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1 до 2,5 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 2 до 5 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 до 100 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.

Для чего устанавливается санитарно-защитная зона

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Решение об установлении (изменении, прекращении существования) санитарно-защитной зоны принимается в зависимости от санитарной классификации объекта Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором).

Сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений. Несоблюдение размеров санитарно-защитных зон объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, несет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

С 01.06.2025 вступает в силу закон о противодействии финансированию экстремистской деятельности

Федеральным законом от 28.12.2024 №522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в целый ряд законодательных актов с целью включения в сферу законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма направления, связанного с противодействием финансированию экстремистской деятельности.

Закон закрепляет понятие «финансирование экстремистской деятельности».

Расширен перечень оснований для включения организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности.

Новые штрафы для противодействия финансированию экстремизма

Федеральным законом от 28.02.2025 № 15-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 01.06.2025 устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии финансированию экстремистской деятельности.

В том числе расширяется административная ответственность должностных и юридических лиц, предусмотренная частями 3, 4 статьи 15.27 КоАП РФ и частями 6, 7 статьи 15.39 КоАП РФ.

Расторжение трудового договора при увольнении пенсионера по собственному желанию

В силу ч. 1, 2 ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Исключением являются случаи, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, необходимость ухода за ребенком в возрасте до 14 лет и др.), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.

При наличии названных обстоятельств работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ч. 3 ст. 80 ТК РФ). Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста, установленного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по общему правилу мужчины - с 65 лет, женщины с 60 лет, с учетом Приложения 6 к указанному Закону, предусматривающему переходный период определения пенсионного возраста.

Увольнение работника по его инициативе (по собственному желанию) в связи с выходом на пенсию возможно один раз - при получении права на страховую пенсию. Увольнение по данному основанию обусловлено наступлением юридически значимого факта - достижения возраста, дающего право выхода на пенсию, а не наличие у работника статуса пенсионера.

Таким образом, работник-пенсионер, уже уволившийся в связи с выходом на пенсию у предыдущего работодателя, обязан отработать 14 дней перед увольнением, поскольку ранее он воспользовался своим правом на увольнение по его инициативе (по собственному желанию) в связи с выходом на пенсию. В некоторых случаях работник, в том числе пенсионер, не обязан отрабатывать 14 дней. К этим случаям относятся увольнение по собственному желанию в период испытательного срока, случай, когда трудовой договор заключен на срок до двух месяцев, если работник занят на сезонных работах. Во всех указанных случаях работник обязан в письменной форме предупредить работодателя о досрочном расторжении трудо

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике